Мы добавляем интеллект
в логику производства
Санкт-Петербург 194044
ул. Смолячкова 4/2
(812) 542 04 69
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Инженерная компания Глосис

Информационные технологии для развития
и технической поддержки производства
Оцените материал
(2 голосов)

Пример организации аппаратно-программного комплекса службы главного метролога

В обязанности службы главного метролога входит задача поддержки парка измерительной техники на предприятии в работоспособном состоянии и выдачи ее действующим подразделениям на основе их заявок. Традиционно эта задача включает в себя систему штучного учета многочисленных типов приборов, в рамках которой каждый экземпляр прибора ставится на учет и по нему ведется история всех его контрольных (поверок), ремонтных мероприятий, выдачи и возврата и т.д..

Такая система чаще всего на предприятии существует или в форме ручного журнала, или в лучшем случае в форме базы данных локального исполнения. Базу данных в таком исполнении, например, ведет предприятие Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», где она существует много лет и называется «Метролог». Недостатком такой системы учета является ее техническая и информационная оторванность от корпоративных систем типа PLM, ERP, EAM и т.д. Так действующая на предприятии PLM-система WindChill, реализует управление потоками работ (workflow) по всем технологическим службам, но не включает в себя процессы, реализуемые в метрологической службе, оторванность БД «Метролог» здесь играет негативную роль. Автоматизировать учет процессов обслуживания измерительной техники на более качественном уровне с учетом сохранения системы «Метролог» и интеграции таких процессов в общий поток работ можно за счет создания специальной системы для метрологической службы.

В нашей компании разработан подход к решению проблемы «мягкого» включения системы «Метролог» в общие процессы предприятия, то есть, без существенного изменения ее функций. В рамках подхода система управления процессами метрологической службы (УПМС) обеспечивает интеграцию и расширение функций существующей системы «Метролог», которая действует на локальном рабочем месте руководителя бюро электрорадиоизмерений. Основной объект учета в системе – прибор, который соответствует определенному типу и может иметь ряд строго определенных состояний, которые определяют пользователи при исполнении бизнес-процессов. Каждый прибор в системе должен пройти регистрацию в форме карточки в БД и может быть комплексом из некоторых его частей и сопровождающих материалов, требующих сохранения и учета в системе. Состояния приборов и роли пользователей в системе представлены на Рис. 1:

Рис. 1 Роли субъектов и элементы учета прибора в системе.

Все приборы уже присутствуют в БД системы «Метролог», но требуется создать рабочую среду для возможности взаимодействия всех субъектов системы в сети, таким образом, чтобы их взаимодействие контролировалось со стороны внедренной на предприятии PLM-системы WindChill. Для решения этой задачи создается программный комплекс УПМС, в котором функции разделены на 2 слоя:

  • Функции управления процессами – создание моделей бизнес-процессов, их исполнение, управление ролями пользователей
  • Исполнительные функции – ведение всех операций с приборами, учет их типов, включая сохранение истории проведения операций и всех компонентов, связанных с приборами

Функции управления процессами полностью реализуются в системе WindChill, то есть, у каждого пользователя системы есть доступ к системе WindChill и присвоенная ему роль, открывающая доступ к определенным операциям. Для работы с исполнительными функциями создается полностью управляемая из WindChill система УПМС, располагающая собственной БД карточек приборов и соответствующих этим приборам ресурсов.

Сама система предполагает наличие следующих рабочих мест (РМ), часть из которых является автоматизированными рабочими местами (АРМ), на серверной части присутствуют наши программные компоненты, работающие на основе СУБД Berkley DB от компании ORACLE (Рис. 2).

Рис. 2 Конфигурация аппаратно-программного комплекса службы главного метролога

Разделение функций на 2 слоя в самом общем виде происходит таким образом, что система WindChill хранит схемы различных процессов, дает команды на выполнение отдельных функций процесса по каждому прибору в форме электронных заданий и контролирует результаты исполнения функций.

Общая схема обработки каждого прибора по заранее подготовленным схемам предполагает следующие этапы:

  • инициирование запроса на запуск экземпляра процесса со стороны УПМС
  • порождение и запуск экземпляра процесса в соответствие с типом прибора
  • исполнение экземпляра в формате группы исполнительных операций, в каждой из которых предполагается выдача задания исполнительному слою
  • исполнение группы операций на слое УПМС
  • обработка результатов исполнения каждой операции на слое WindChill и условий завершения процесса
  • при завершении экземпляра процесса происходит формирование необходимых объектов в БД обоих систем

Каждый прибор должен пройти постановку на учет (регистрацию в системе) и далее двигаться к статусу «Допущен к работе», в этом процессе могут состояться несколько событий ремонта и поверки. Схема процесса в ходе взаимодействия 2-х слоев показана на Рис. 3.

Рис. 3 Схема процесса обработки объекта по модели бизнес-процесса системы WindChill

Пример процесса ввода в систему и регистрации нового прибора может исполняться по схеме, показанной на Рис. 4, в котором применены следующие обозначения:

 

Рис. 4 Схема приемки и постановки на учет нового прибора

Далее прибор должен пройти все этапы обслуживания, включая поверку в самом начале периода эксплуатации. Операция «Поверка нового прибора» может производиться по схеме, показанной на Рис. 5.

Рис. 5 Схема процесса поверки при начале эксплуатации

В данном случае роль поверителя сводится к выполнению операции на оборудовании по форме протокола, который генерируется на основе типа прибора в БД, и формированию записей в рабочей БД.

Функции руководителей при необходимости кроме наблюдения за состоянием процессов могут быть дополнены операциями согласования или утверждения протоколов поверки и ввода прибора в статус «Допущен к работе».

Таким образом, внедрение системы УПМС состоит в аппаратном оснащении МС и переходе на этой базе на новую технологию управления составом и техническим состоянием эксплуатируемой на предприятии измерительной техники (ИТ) в виде постоянно действующей службы в корпоративной сети предприятия, которая работает в тесной интеграции с корпоративной PLM-системой WindChill.

Система УПМС, как новая служба в сети, создает инфраструктуру рабочих мест для работников МС, обеспечивает расширение функций существующей на предприятии автоматизированной системы «Метролог», реализованной на базе MS Access и действующей на локальном рабочем месте руководителя бюро, создает полностью интегрированный с WindChill процесс обслуживания ИТ.